Клиент-ориентированность глазами архитектора

Спа Велнес 21.11.2017 129

Маркетинговый интеллект

или клиент-ориентированность глазами архитектора

Елена Лехтерева, архитектор в области СПА, эксперт «Международного Совета по развитию индустрии спа и веллнесс» (SWIC), автор пособия "Стандарты проектирования и дизайна СПА" (SWIC, 2012 г.), elena_lekhtereva@mail.ru.


Индустрия СПА и Веллнесс – это одна из самых клиент-ориентированных областей бизнеса, и успех этого бизнеса связан с холистическим подходом к его созданию.

Одной из важнейших фигур, участвующих в создании объекта СПА и Веллнесс, является архитектор. Уровень клиент-ориентированности архитектора определяется готовностью к диалогу со всеми участниками процесса: заказчиком-инвестором, бизнес-консультантом, технологом, командой со-проектировщиков, подрядчиками. Продуктивность этого диалога связана с коммуникативными навыками и уровнем междисциплинарных знаний архитектора, в том числе в области психоэкологии.

Психоэкология – это направление психологии, которое исследует влияние физической среды на психику людей. Данная область науки оформилась в 60-х годах XX века в Америке в связи с негативным влиянием урбанизации на инстинктивно-обусловленные модели поведения человека, а также ростом уровня психических заболеваний среди населения мегаполисов.

Каждый человек ощущает, но далеко не каждый задумывается о степени воздействия пространства на психику человека. Экологичная архитектура, гармонизирующая состояние человека – это и есть идеальная архитектура СПА, и поэтому использование принципов психоэкологического подхода должно быть обязательным наряду с грамотным технологическим проектированием. В идеале, на этапе создания концепции одним из участников творческой группы должен быть психолог. Конечно, учесть все нюансы невозможно: биологические ритмы клиентов и их психоэмоциональное состояние меняются с учетом времени года и суток. Поэтому необходимо закладывать базовые принципы психоэкологии и техническую возможность изменения сценариев.

В результате инвестор получает качественный, интуитивно привлекательный для клиентов объект (с тем же уровнем инвестиций), а клиент СПА – терапевтически эффективное, взаимодействующее с ним пространство.

В данной статье я как архитектор расскажу об основных, взаимно дополняющих друг друга закономерностях, использование которых позволяет создавать дружественные Клиенту пространства СПА и Веллнесс.

Наука выделяет следующие подструктуры организации пространства: пространственную, аудио-визуальную, информационную и социально-коммуникативную. Ощущения Клиентом пропорций, размеров, визуальных ритмов пространства – это воздействие Пространственной организации среды.

Общаясь с клиентами и аргументируя психоэкологический подход, я предлагаю представить различные ситуации. Например, что они идут по прямолинейному коридору, стены которого облицованы стеклом, обратно-окрашенным в холодный цвет. Что они чувствуют? Как правило, хотят быстро его пройти. И приходят в помещение с плавным контуром стен, без углов, на стенах – дерево или глина, теплый свет. В центре помещения – красивая композиция из природных материалов, фонтан, камин. Что они чувствуют сейчас? Хотят остановиться, смотреть и трогать руками. Это - психоэкология. И принципы ее таковы, что Ваш клиент как часть природы всегда энергетически будет стремиться туда, где встречаются стихии: вода и камень, земля и небо. В СПА он никогда достаточно не расслабится даже в самых дорогих интерьерах, если над его головой будут нависающие объекты (балки, люстры и пр.), а также наклонные плоскости, создающие ощущение опасности. Оптимальная и интуитивно понятная логистика, грамотная эргономика и возможность регуляции личной территории обеспечат Клиенту ощущение спокойствия, а легко считываемые пропорции и формы пространства поднимут настроение.

Свободно оперируя знанием этих принципов, архитектор уже на этапе создания концепции способен выстроить пространство, «подыгрывающее» заложенной функции: где-то успокаивать, останавливая, где-то побуждать, где-то охлаждать.

Аудио-визуальная организация пространства определяет влияние, оказываемое на Клиента цветом, формой, звуком и тактильными ощущениями.

Архитектору, работающему над колористикой СПА-пространства, необходимо учитывать, что СПА-процедура и интерьер помещения, в котором ее проводят, физиологически комплексно влияют на клиента. Что это значит? Если Ваш клиент после процедуры в горячей бане выйдет в пространство с красными стенами, его артериальное давление повысится еще больше: красный цвет, проникающий в тело до 3-4 см, повышающий упругость кожи, увеличивает частоту сердечных сокращений и артериальное давление. Зеленый цвет, наоборот, действует успокаивающе: проникает в организм до 1,5 см, снижает частоту сердцебиений и артериальное давление и также оказывает благотворное действие на кожу. Цветотерапия как наука на данный момент очень популярна, и архитектор, проектирующий пространства для оздоровления, безусловно, должен обладать этими знаниями и применять их на практике. При создании общественных СПА-пространств я как архитектор предлагаю применять в отделке нейтральную колористику природных тонов (то, что близко всем Клиентам) с возможностью индивидуального изменения цветового фона с помощью подсветок.

Форма оказывает на организм двойное воздействие: психофизиологическое и ассоциативное (та же, как звук, цвет и свет). Воздействует прежде всего контур: чем больше острых углов имеет форма, тем более возбуждающее воздействие она оказывает на психику. Когда глаз движется по контуру круга – ему не за что "зацепиться", а при рассматривании звезды – он "застревает" в углах, черпая в них энергию за счет усиливающейся нервной импульсации.

Клиент – это человек, часть Природы, в которой практически не существует прямых углов и линий. А это значит, что максимально комфортным для него будет пребывание в помещении в округлыми формами и в цветовой гамме из средней части спектра – голубой, зеленой, желтой.

Архитектору необходимо учитывать, что симметричные формы, зачастую воспринимаемые скучными, вызывают ощущение равновесия, умиротворяют и успокаивают. Асимметричные формы, наоборот, способны незаметно вывести Клиента из психического равновесия и тем самым уменьшить оздоровительный эффект от полученных СПА-процедур.

Слуховой анализатор - второй по значимости. Слуховое внимание непрерывно, но отличие от глаз, устает не орган слуха (уши), устает мозг. Реакции звукового воздействия музыки, голосов, шума на психику Клиента индивидуальны. Значит, архитектор должен заложить возможность регуляции приватности, персонального включения музыки в кабинетах и т.д.

Тактильная организация пространства может стимулировать или расслаблять, побуждать к взаимодействию или препятствовать ему. Пример, приведенный в начале статьи, показывает, что натуральные материалы, особенно с шероховатой поверхностью, приглашают к контакту. Но если Вам надо, чтобы Клиент интуитивно миновал невыгодные для Вас пространства – просто сделайте там прямые глянцевые поверхности.

Информационная организация пространства связана с объемом, содержанием, формой и своевременностью подачи информации Клиенту. Для Клиента одинаково вреден как дефицит информации, так и ее избыток: недостаток информации порождает состояние психической депривации, а ее переизбыток ведет к неврозу. Архитектору-дизайнеру необходимо знать, что перенасыщение среды информацией приводит к снижению ее ценности. Но при этом монотонность и пустота стен помещений в совокупности с однообразием звуков и запахов приводят к росту тревожности у Клиента.

Социально-коммуникативная организация среды (психосоциальный компонент) определяется возможностью управлять социальным воздействием пространства СПА на Клиента. Знания в этой области особенно важны архитектору при проектировании зон общего пребывания в СПА. Психоэкология как наука говорит о важности и расстояния, и взаиморасположения "личных" территорий: напротив - активизирует соперничество; бок о бок - побуждает к сотрудничеству; наискосок - побуждает к компромиссу; спина к спине - символизирует избегание контакта, предотвращает его. Большие помещения подавляют активность, чрезмерно малые - повышают агрессивность человека.

Человек воспринимает социальную нагрузку субъективно. Возможность регуляции пространства, являющаяся одной из важнейших его характеристик, позволяет управлять влиянием социальной нагрузки на Клиента.

Знание и использование закономерностей психоэкологии – это инструмент, позволяющий грамотно выстроить модель взаимодействия человека и пространства. Если это получается – архитектора можно называть клиент-ориентированным специалистом в области СПА и Веллнесс.

Поделиться

Все статьи

Ржановский Александр
Фитнес
Нацелены на результат?